К 160-летию со дня рождения Н.П.Пузыревского

Нестор Платонович Пузыревский
(1861 – 1934)

В 2021 году исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося русского гидротехника Нестора Платоновича Пузыревского.


Нестор Платонович родился в семье известного ученого, профессора геологии. Высшее образование он получил в Петербургском государственном институте путей сообщения императора Александра I, окончив его в 1885 году.  С этого времени началась его непрерывная инженерная деятельность в области водных путей, где он работал в роли изыскателя или строителя, начальника участка или начальника проектной организации.


Работая в Управлении внутренних водных путей Министерства путей сообщения Российской империи, Нестор Платонович занимался гидрографическим обследованием и описанием рек европейской части России — Дона, Днестра, Северского Донца, Сыр-Дарьи, Оки, Волхова. Будучи горячим инициатором строительства новых водных путей, он принимал участие в проектировании и строительстве системы шлюзов на Москве-реке, выдвигал также проекты улучшения или реконструкции существовавших водных путей: Молого-Мстинского, Московско-Нижегородского и других. Описания этих водных путей, а также составленные проекты шлюзования на них публиковались в «Материалах для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий» в 1902—1910 годах, а также в  фундаментальном труде «Мысли об устройстве водных путей в России», изданном в 1906 году. В нем Н.П. Пузыревский всесторонне рассматривает экономические и технические условия для строительства водных путей, способы их удешевления, а также подробно описывает  крупнейшие реки России с притоками и перспективами их использования.


В 1908 году Нестор Платонович после защиты диссертации получил степень адъюнкта и доктора инженерных наук. С 1904 года он преподавал в Петербургском институте инженеров путей сообщения, с 1914 года – профессор ПИИПС.


Как крупный инженер Н.П. Пузыревский выступил автором проектов строительства межбассейновых соединений — Волго-Донского и Беломоро-Балтийского. Мысли о соединении Волги с Доном в месте их максимального сближения относились еще к XVI веку, но, после ряда неудачных попыток при русском правительстве решение этого вопроса было отложено, во многом и из-за масштабного строительства железных дорог. В 1910-1911 годах Н.П. Пузыревский осуществил изыскания на месте будущего канала и предложил современный проект сооружения, включающий строительство специальных судоподъемников для транспортировки судов. Проект почти без поправок был осуществлен после Великой Отечественной войны, а судоподъемник, сторонником строительства которых на водных путях России являлся Нестор Платонович, был позже реализован на Красноярской ГЭС.


Нестор Платонович вел активную работу в научных организациях Ленинграда в области водных исследований. С 1925 года он создает лабораторию грунтов в Политехническом институте и участвует в исследованиях фильтрации в Научно-мелиорационном институте. После организации научно-исследовательского института гидротехники (НИИГ) лабораторию грунтов было решено перенести на его базу. В лаборатории были разработаны «Временные технические условия для проектирования и сооружения фильтрующих дамб на железных дорогах», которые затем были применены при строительстве железных дорог Москва – Донбасс и на Мурманск.  Для лаборатории Н.П. Пузыревским были сконструированы приборы для определения фильтрационных свойств грунтов.


Нестору Платоновичу принадлежат оригинальные инженерные разработки: конструкция подвижной плотины, разборная судоходная плотина, плотина с переливом воды через каменную наброску, различные типы судоподъемников и рыбопропускных сооружений, облегченных шлюзовых ворот и иных конструкций. В 1923 году он начал разработку метода начальных параметров, широко применяемого в строительной механике. Его основные научные труды затрагивали не только вопросы гидротехники и гидравлики, но и механики грунтов, оснований и фундаментов, теории упругости, а также экономики водных сообщений.


В 1920—1930 годах Нестор Платонович — профессор Университета путей сообщения, декан факультета водных путей и портов. С 1930 года — профессор Ленинградского института водного транспорта со званием «Заслуженный деятель науки и техники».


За несколько дней до своей смерти Нестор Платонович подготовил последний свой труд, монографию «Фильтрующие насыпи» о дамбах, заменяющих мосты, а также доклад для международного судоходного конгресса «О действии волнения на сооружения» с предложением оригинальной конструкции измерительного устройства.  


После кончины великого ученого его дочь Татьяна Нестеровна передала в дар институту научную библиотеку отца.


Основные труды Н.П. Пузыревского:

  1. Об особых условиях течения р. Дона в связи с вопросом об его регулировании.
    В кн.: Вопросы гидротехники свободных рек. М.. Речиздат. 1948.
  2. Днестр, его описание и предположения об улучшении. Спб., Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог, 1902. Х.
  3. Ока и Московско-Нижегородский водный путь. Спб., Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог. 1903. VIII.
  4. Движение речного наноса. Спб., 1904.
  5. Северный Донец и проект его шлюзования. Спб., Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог. 1904. XVI.
  6. Мысли об устройстве водных путей в России. Спб., 1906. IV, VI.
  7. Устройство водных путей при невыгодных условиях местности и питания. Спб., Управление внутренних водных путей и шоссейных доро, 1907. XV.
  8. Изыскания реки Северного Донца 1904-1908 гг. и проект устройства одного пути от Харькова и Белгорода до впадения Донца в Дон. Спб., Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог, 1910. XII.
  9. Водное соединение рек Волги и Дона. Спб., Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог, 1912. XXVIII.
  10. Расчет устойчивости фундаментов. Вып. 1-3. П.. 1923.
  11. Шлюзные ворота и пропуск судна через шлюз. Л., 1924.
  12. Фильтрующие насыпи. Л.-М., Госстройиздат, 1934.
АКЦИИ / АДР РУСГИДРО   
КОТИРОВКИ
Акции / АДР
Индексы
ФИЛИАЛЫ
ДОЧЕРНИЕ ОБЩЕСТВА
Ваше обращение принято. Ответ будет подготовлен и отправлен в течение 20 календарных дней. ok